Геносоциограмма (генограмма)
– это схематическое изображение семьи в нескольких поколениях. Она начинает составляться с человека, который это делает. Например, если вы решите составить свою геносоциограмму, то начнете с себя. Потом я перейдете к своим родителям, после – к родителям, дедушкам и бабушкам. И так далее. Все зависит от того, сколько у вас имеется информации. Для сбора информации мы предлагаем использовать следующие вопросы:
Необходимые сведения для работы с геносоциограммой
Возраст на настоящий момент всех членов семьи.
Даты рождения и смерти, возраст и диагноз умерших родственников.
Даты заключения браков, продолжительность браков. Возраст детей на время прерывания отношений (разводов).
Мифы и легенды семьи, а также связанные с причиной смерти некоторых родственников.
Разница в возрасте между супругами.
Смена фамилии, имени.
Количество детей в семьях.
Аборты, выкидыши.
Профессии.
Болезни, алкоголизм, наркомания.
Заключение в места лишения свободы (тюрьмы, исправительные колонии).
Суициды, изнасилования, насильственная смерть, физические увечья.
Дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи.
Эмиграция, ссылка.
Инцесты (первого типа - запрещенные связи между кровными родственниками, Второго типа - между людьми, которые стали родственниками в результате брака).
Какие же вопросы могут выясниться при работе с генограммой своей семьи? О чем же может говорить эта, на первый взгляд, сухая и обезличенная схема семейного дерева.
Оказывается, в ней могут быть зашифрованы очень драматические и живые ситуации человеческих судеб.
Вот всего лишь несколько примеров, которые зазвучали именно через работу с генограммой.
Женщина средних лет очень страдала из-за измены мужа. Невыносимая ситуация скандалов и разборок длилась в семье на протяжении года. При составлении гемограммы выяснилось, что отец женщины умер, когда ей было 19 лет. И ее сыну тоже было 19 лет, когда произошла драма в их с мужем семье. Так, порой, причудливо проявляет себя семейная душа – в этой семье дети «теряют» отцов в возрасте 19 лет! И измена мужа, возможно, нужна не столько ему, сколько семейной душе «пострадавшей» женщины.
Женщина чуть старше 30-ти никогда не была замужем и не имела продолжительных и крепких отношений с мужчинами. Она говорила о том, что как, будто не видит мужчин вокруг. Их словно не существует в ее мире. И, даже, когда все-таки кто-то из мужчин возникал в ее жизни, то ей было «не на что смотреть». Изучая историю ее рода и составляя гемограмму, женщина рассказала о всплывшей внезапно давней истории: ее дедушка по материнской лини изменил своей жене. Его измена стала всем известна, и дедушка с разлучницей были всеми осуждаемы и обвиняемы. Деда вынудили прервать связь с этой особой, которая к тому времени забеременела, и ей пришлось сделать аборт. Наша героиня оказалась связана с этой женщиной и ее нерожденным ребенком, который уже принадлежал их семье, потому что был ребенком деда.
И она как бы стала на сторону отвергнутой женщины и ее ребенка. Чувствуя тоже, что и она (обиду на мужчин, недоверие к ним), наша героиня тоже исключила мужчин из своей жизни, своей судьбой напоминая всей семье об этой, оставшейся в прошлом, истории.
Иногда наши неудачи и неуспех, и связанные с ними тяжелые состояния неуверенности и подавленности, тоже могут корнями уходить в наши семейные истории.
Мужчина сорока лет начал свой бизнес, в котором он был связан с официальными организациями и их представителями. У него постоянно возникали нестыковки, трудности с договоренностями, помещением и т.д. Это его очень удручало, он сильно переживал, бывали моменты, когда он был готов все бросить. Очень часто его сопровождало ощущение тяжести и обремененности каким-то неоплатным долгом и виной. Составляя генограмму, он сокрушался о том, что ему сложно сейчас добыть информацию, родители умерли и расспрашивать не у кого. И уже работая в группе по родовым сценариям, он вдруг вспомнил о том, что у него был братик, который умер, когда наш герой был совсем маленьким. Семейной душе важно, чтобы память обо всех сохранялась, и каждый занимал свое место. Люди, у которых рано умерли братья или сестры, пытаются прожить жизнь как бы и за них и, очень часто, не решаются на свое счастье, успех и процветание. Они, будто, говорят умершим: я тоже откажусь жить полной жизнью, потому что твоя судьба не дает мне покоя.